В этом разделе сайта будут публиковаться разные интересные исторические материалы о создании и эволюции различных форм и типов как холодного оружия, так и отличных от оружия предметов (вроде плетей или сельхоз и строительных инструментов) которые можно применять в активной самозащите.
* * *
Расцвет фехтования на шпагах и рапирах в Европе приходился на 17-18 века, когда это было способом овладения и применения практически боевым оружием. А это не вполне подходит к теме наших интересов, так как наша цель – изучение и совершенствование способов и возможностей самозащиты с применением “подручных” средств самообороны. А вот вторая половина 19-го века уже ближе стоит к нам по потребностям и возможностям людей того времени.
Во первых – во многих гимнастических залах того времени преподавалось фехтование. Вот один из плакатов того времени, излагающий приемы фехтования на палках.
Так же предприимчивые и энергичные люди начали создавать новые системы борьбы и самообороны, которые “собирались” на основе разных традиций Запада и Востока. Так, например, в рассказах А.К.Дойла упоминается “японская борьба баритсу”. Которая как раз и есть пример такого творческого синтеза.
Предлагаю вам интересную статью на эту тему, которая была опубликована в журнале “Техника – молодёжи” №10 за 2009 год.
* * *
Мориарти шёл за мной по пятам. Дойдя до конца тропинки, я остановился: дальше идти было некуда. Он не вынул никакого оружия, но бросился ко мне и обхватил меня своими длинными руками. Он знал, что его песенка спета, и хотел только одного – отомстить мне. Не выпуская друг друга, мы стояли, шатаясь, на краю обрыва. Я не знаю, известно ли это вам, но я немного знаком с приёмами японской борьбы – «баритсу», которые не раз сослужили мне хорошую службу.
Я сумел увернуться от него. Он издал вопль и несколько секунд отчаянно балансировал на краю, хватаясь руками за воздух. Но всё-таки ему не удалось сохранить равновесие, и он сорвался вниз. Нагнувшись над обрывом, я ещё долго следил взглядом за тем, как он летел в пропасть. Потом он ударился о выступ скалы и погрузился в воду.
Полагаю, большинству читателей излишне напоминать произведение, в котором английский писатель Конан Дойл с такой трепетной любовью описал поединок знаменитого сыщика Шерлока Холмса и криминального гения профессора Мориарти, случившийся в 1891 г. у Рейхенбахского водопада, неподалёку от местечка Мейринген, что в Швейцарии. Эти захватывающие строки, пожалуй, известны всем, но многие ли любители детективной литературы задавались вопросом, существовала когда-нибудь на самом деле японская борьба баритсу или она всего лишь плод неиссякаемого воображения уважаемого автора?
Я наверняка окажусь прав, если позволю себе предположить, что большая часть почитателей таланта сэра Артура Конан Дойла, когда-либо читавших рассказ «Пустой дом», давно уверовалась в последнем. Типичный и далеко не худший пример: открываем книгу Бориса Акунина «Нефритовые чётки» и обнаруживаем следующие строки:
– Холмс блестяще владеет смертоносной японской борьбой барицу (Иногда слово «баритсу» пишется именно так, как написал его Борис Акунин (Примеч. авт.)), -сообщил мне Уотсон-сенсей. – Вам, мистер Сибата, она, конечно же, известна.
Нет, о смертоносной борьбе барицу мне слышать не доводилось, я даже не могу себе представить, какими иероглифами может писаться такое слово.
Как мне показалось, слова доктора не доставили удовольствия его старшему другу – во всяком случае, тот поморщился. Я не модный писатель Борис Акунин, но я, как он и как многие другие любители детективного жанра, долгое время не верил в существование баритсу. Почему не верит Акунин, мне неведомо, однако момент истины однажды посетил меня, и я с удивлением узнал, что борьба баритсу существовала в действительности.
Артур Конан Дойл позволил себе всего лишь одно-единственное художественное допущение, упомянув в тексте «Пустого дома», что у баритсу японские корни. Так это или нет, решать вам. Я, в свою очередь, переложу на бумагу некоторые свои измышления…
Основоположником баритсу, как оказалось, является англичанин Эдвард Уильям Бартон-Райт, родившийся и долгое время проживший в индийском штате Бангалор. Эдвард был третьим из шести детей в семействе Бартонов. Отец (Уильям Бартон) работал на железной дороге инженером-путейцем, мать (красавица Джорри Райт) всю свою жизнь занималась воспитанием детей и вела домашнее хозяйство. Семейство Бартонов вернулось в Англию в 1880 г. По прибытию на родину Эдвард отбыл сначала во Францию, затем – в Германию, где обучался инженерному делу. Окончив с отличием два престижных университета и овладев профессией инженера, Эдвард сначала поступил на работу клерком при железной дороге (Англия), потом стал инженером, а чуть позже перешёл на должность инспектора. А ещё позже его, как гражданского инженера, пригласили на службу в угледобывающую компанию, и он побывал во многих уголках земного шара, включая такие страны, как Испания, Португалия и Япония.
Именно в Японии Эдвард Уильям Бартон-Райт впервые познакомился с восточными боевыми искусствами – с 1893 по 1897 гг. изучал джиу-джитсу. Джиу-джитсу (джиу-джицу) (яп. дзю-дзюцу) (англ. jiujitsu, от яп. ju – нежный, благородный и jutsu – искусство), японская система самозащиты и нападения; основные приёмы – удары в наиболее уязвимые места, выкручивание суставов (с бросками) и др. Возник в XIII в. как вид физической и боевой подготовки самураев, включающий приёмы самозащиты без оружия и действия с оружием. Из джиу-джитсу выделились самостоятельные направления: дзюдо, айкидо, карате и др. («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». (Примеч. ред.)
Вначале это была школа «Шиден Фудо рю» в Кобе, потом «Тенджин-Шиню рю» в Йокогаме и, в конце концов, знаменитая школа «Кодокан Дзю-До» в Токио. По возвращении в Англию (1898) Эдвард решает объединить основы теории и практики вышеупомянутых школ джиу-джитсу для того, чтобы сформировать свою собственную – с неотразимым стилем, которую и называет баритсу. Судя по всему, правильное название этой, синтетической, системы борьбы, образованной из комбинации приёмов европейских и азиатских боевых искусств, бартитсу (Bartitsu) – по имени её создателя. И, скорее всего, Конан Дойл просто ошибся, назвав её баритсу (baritsu). (Примеч. ред.)
В течение двух последующих лет Эдвард Уильям Бартон-Райт добавляет в баритсу элементы английского классического и французского боксов, а также включает в качестве необходимого атрибута бойцов баритсу самую обыкновенную прогулочную трость. Во-первых, трость имели при себе все английские джентльмены того времени. Во-вторых, на улице её можно использовать не только по прямому назначению, но и ещё в качестве довольно приличного оружия.
Для наглядности вспомним несколько произведений Артура Конан Дойла, в которых прогулочная трость упоминается в качестве грозного оружия…
Вернувшись домой, я переоделся и отправился к сэру Джорджу. Вначале он, разумеется, всё отрицал, но когда я рассказал в подробностях, что произошло той ночью, он стал угрожать мне и даже схватил висевшую на стене трость. Я знал, с кем имею дело, и мигом приставил револьвер к его виску. («Берилловая диадема»)
Я вытащил револьвер и положил его на угол стола. Холмс принёс с собой длинную, тонкую трость и поместил её возле себя на кровать вместе с коробкой спичек и огарком свечи. Потом задул лампу, и мы остались в полной темноте. («Пёстрая лента»)
Я взял шляпу и свою самую толстую трость. Холмс, я заметил, достал из ящика письменного стола револьвер и сунул его в карман. Было ясно, что нашу ночную поездку он считает делом серьёзным. («Знак четырёх»)
Оставив дверь незапертой, он повёл её по тропинке через пустошь, и тут его встретил или догнал тренер. Началась драка, Симпсон проломил тренеру череп тростью, сам же не получил и царапины от ножичка Стрэкера, которым тот пытался защищаться. («Серебряный»)
Эдвард Уильям Бартон-Райт мечтал о том, чтобы его школа превзошла по многим параметрам весьма популярную в те годы школу французского бокса, руководимую швейцарским профессором Пьером Вини. Надо сказать, использование прогулочной трости неплохо повлияло на результат. Основные принципы баритсу изобретатель этой экзотической борьбы хорошо выразил на страницах своей книги «Как изобразить из себя сильного человека» (1899):
– главное – нарушить равновесие противника;
– предвосхитить противника прежде, чем тот найдёт время для восстановления сил;
– использовать силу противника против него самого;
– при любой возможности захватывать конечности противника и те части его тела, которые не способны сопротивляться механическому воздействию на них.
И ещё немного из той же книги:
«В Баритсу включены элементы бокса (использование кулака одновременно как ударного и защитного средства для самообороны и боя), удары ногами (для различных манёвров в рукопашной перепалке), трость (элемент неожиданности). По сути, Баритсу можно считать борьбой, направленной против противника, владеющего различными боевыми искусствами: от классического бокса и вплоть до экзотических Дзю-До и Джиу-джитсу. Для понятия основных принципов Баритсу достаточно знать, что эта борьба основывается на работе рук, ног и трости, что вкупе даёт возможность противостоять практически любому противнику в любом месте, где его только можно повстречать».
В 1900 г.Бартон-Райт открыл в Лондоне (район Сохо) «Школу Баритсу и Физической Культуры» – по адресу: Шафтесбери авеню, д. 67b. Занятия проводились в диапазоне от дисциплин самообороны, боевых и спортивных состязаний до экстремального воздействия на человека агрессивных сред, таких как высокие температуры, яркий свет, электричество, вибрации и даже радиация. К 1901 г. Бартон-Райт окончательно детализировал баритсу, добавив в неё последний элемент – зонтик. Казалось, фортуна будет благоволить основоположнику баритсу всю оставшуюся жизнь…
В 1903 г. детище Эдварда Бартон-Райта прекратило существование. Виной всему финансовая сторона вопроса – плата за регистрацию и обучение была неподъёмно высока, плюс налоги, да и сами английские джентльмены по-прежнему предпочитали заниматься классическим боксом, нежели чем-то невиданным и неслыханным. Вдобавок партнёры основателя баритсу, такие известные мастера джиу-джитсу, как Юкио Тани и Садеказу Уениси, решили открыть в Лондоне свои собственные школы.
Кроме того, швейцарский профессор Пьер Вини, о котором уже говорилось, организовал на Шафтесбери авеню «Спортивную гимназию». Последнее обстоятельство сыграло значительную роль в судьбе героя этого повествования – Эдвард Бартон-Райт надолго выпал из обоймы известных английских проповедников боевых искусств. Известно лишь, что он всё-таки, но уже намного скромнее, продолжал своё дело приблизительно до 20-х гг. XX в. Но к прежним высотам Бартон-Райт никогда больше не возвращался.
Возможно, баритсу так и канула бы в лету, не живи в Лондоне врач и маэстро детективного жанра Артур Конан Дойл. В 1903 г. из-под его пера вышел очередной рассказ о любимом миллионами Шерлоке Холмсе, в котором Конан Дойл устами сыщика во всех красках передавал атмосферу смертельного противостояния Добра и Зла у гибельного Рейхенбахского водопада. Читатели были в восторге, а Конан Дойл, по всей видимости, просто не совсем хорошо разбирался во всех тонкостях, а может быть, банально опечатался, обозначив в тексте «Пустого дома» баритсу как японскую разновидность боевых искусств. А ведь, по правде сказать, ошибиться мог (да и может) каждый. Ведь само написание баритсу (baristsu или bartitsu) больше ассоциируется с Востоком, нежели с Западом. Не так ли?
Остаток жизни основоположник баритсу работал врачом, продолжая при этом заниматься практическими исследованиями воздействия на организм человека агрессивных сред. В 1950 г. Эдвард Бартон-Райт дал последнее интервью японскому информационному бюллетеню «Будоквай», посетил съезд мастеров восточных единоборств, а через год (в девяностолетнем возрасте) умер в своём доме в Лондоне. На его могиле, как пишет в своих мемуарах исследователь боевых искусств Ричард Боуэн, начертана весьма и весьма печальная эпитафия: «Могила нищего»…
Но на этом судьба Эдварда Бартон-Райта, к счастью, не оборвалась. Исследователи творчества Конан Дойла долгое время ломали головы над вопросом существования японской борьбы баритсу. Тайна «отца» Шерлока Холмса, скорее всего, так и осталась бы тайной за семью замками, не попадись в руки исследователей боевых искусств мемуары упомянутого несколькими строками выше Ричарда Боуэна.
В 2001 г. английский журнал «Electronic Journals of Martial Arts and Sciences» (EJMAS) опубликовал в Интернете избранные материалы из единственной, но интригующей работы Ричарда Боуэна. Тексты почти мгновенно привлекли внимание так называемых шерлокианцев (в большей части, исследователей книг о Шерлоке Холмсе и вообще творчества Артура Конан Дойла), особенно материалы, касающиеся самообороны тростью. Буквально через год появилась «Международная ассоциация энтузиастов баритсу». Фантастика? Пожалуй, даже больше, чем просто фантастика. Уверовав в реальность существования баритсу, последователи Эдварда Бартон-Райта сумели докопаться до истоков этого единоборства. Вскоре появилось два направления баритсу: каноническое и нэо. Тем более что с тех времён и поныне в Лондоне (да и в любой другой стране мира) мало что изменилось в плане преступности.
В августе 2005 г. в Лондоне была опубликована работа Тони Вольфа «Бартитсу – краткое руководство». В книгу вошли методики классического и нэо-баритсу, полная история и планирование занятий по методу Эдварда Бартон-Райта.
Спустя два года вышел первый DVD-диск с уроками баритсу, автором и продюсером которого выступил действительный член «Международной ассоциации энтузиастов баритсу» Кирк Лаусон. Название у этого детища, на мой взгляд, говорящее: «Бартитсу – военное искусство Шерлока Холмса».
Автор: Павел ГРОСС